IPTV: ПЛАТФОРМА И БИЗНЕС НА ЕЕ ОСНОВЕ

Интересно, что при наличии цифрового и аналогового телевидения в некоторых городах оператор запустил услугу IPTV. Спрос на нее сейчас невелик, но «ИНКО» ожидает всплеска интереса к услуге. Алексей Болбенков: «Постепенно растет спрос на мультискрин, nDVR ,VOD, TimeShift и т.п. Особенно после того, как клиент попробует и привыкнет к этим сервисам. Если активно продвигать и «подсаживать» клиентов на подобные сервисы, в дальнейшем они не будут возвращаться на обычное телевидение. Главное, чтобы сервисы были удобными, простыми и надежными. Думаем, что к 2020 году более 50% клиентов будут пользоваться только ОТТ-сервисами, а обычное телевидение уйдет, как в свое время черно-белое».

Услуга пока работает в тестовом режиме на несколько тысяч абонентов оператора. Тестированием также занимается партнер компании на территории Юго-Восточной Азии с базой менее 1000 подписчиков, подключенных через ADSL со скоростями 6–13 Мбит/с (сервис, подобный kartina.tv или rodnoe.tv). На данном этапе сервисами управления просмотром, подробнее на которых мы остановимся далее, пользуется около 20–30% абонентов. Но рост заметен, и в перспективе оператор рассчитывает на IPTV как на серьезный источник доходов.

Поясняет Алексей Болбенков: «На премиальные пакеты линейного телевидения мы сильно пока не рассчитываем. Основной доход (95%) получаем от базового пакета. Причина в сложности продвижения и высокой цене на премиальные пакеты. Долго клиент распознает ценность. Когда запустим персональное телевидение, клиент сам подберет для себя пакет и система будет ему предлагать просмотр каналов и отдельных передач под его профиль, постоянно обучаясь под клиента и заодно предоставляя промо-трансляции. Используя функции интерактивного телевидения (вместе с упрощением оплаты), намного легче и эффективнее продвигать премиальные пакеты и каналы».

Для запуска IPTV оператор занялся разработкой собственной OTT-платформы, которая на данный момент выросла в самостоятельный продукт, предлагаемый другим операторам.

«Два года назад, проанализировав ситуацию на рынке, мы решили делать свое решение, поскольку не нашли продукта со всем необходимым функционалом и требуемым уровнем качества за разумные деньги. В пользу самостоятельной разработки говорил и тот факт, что можно экспериментировать и дописывать те сервисы, которых нет ни у кого и которые становятся востребованными. А еще собственное решение позволяет нам предлагать его операторам связи вместе с услугами по интеграции. Это дополнительная статья доходов, которой бы у нас не было, если бы мы взяли готовое решение. Его привлекательность только выросла за счет скачка курса доллара», — объясняет решение о создании собственной платформы Алексей Болбенков.

Созданная ОТТ-платформа обеспечивает прием, транскодирование и раздачу сигнала со стримеров клиентам. В роли стримеров выступают виртуальные облачные сервера (на базе технологий VMware). В целом решение основано на интегрированных между собой компонентах с открытым кодом: PostgreSQL, Java EE, nginx и т.п.

Платформа позволяет построить все стандартные услуги: трансляцию линейных телеканалов с управлением просмотром (nDVR / Catchup TV, Timeshift на основе записи эфира глубиной 5 и более дней), EPG, а также VOD и sVOD. В ближайшее время будет реализована возможность сохранения «личной» копии контента в облаке (пользователь будет иметь доступ к ее просмотру, пока сам не удалит; естественно, пространство, доступное для личного архива программ, будет ограничено), запланировано внедрение функции переноса просмотра «на лету» на другое устройство в рамках одного аккаунта. На стадии разработки заказ услуг и товаров партнеров, а также функции персонального телевидения. Последняя функция увидит свет во второй половине 2015 года.

«В рамках персонального телевидения мы планируем проводить эксперименты с различными видами пакетирования, изучая спрос и эффективность. «Поканальное» предложение сложнее для обывателя и рассчитано на более продвинутых и расчетливых клиентов. Его можно рассматривать как дополнительную услугу для тех, кому дорого платить за базовый или премиальные пакеты (но недорого — за конкретные каналы или даже программы). Согласятся ли сами каналы — пока предмет переговоров. Но в будущем, думаю, будет развиваться модель оплаты за фактически потребленный контент. То, что пока эксперименты коллег были неудачными, показывает, что такую услугу нужно предлагать не вместо готовых пакетов, а в дополнение к ним. И еще нужно время на продвижение, обучение и появление привычки у клиента к подобным сервисам», — делится мнением Алексей Болбенков.

В перспективе планируется интегрировать в систему «продвинутый» поиск и подбор контента под профиль клиента, куда будет встроена контекстная реклама. Рекомендации будут основаны на оценке метрик контента. Алексей Болбенков раскрывает подробности: «Каждая метрика будет принимать значение от 1 до 100. Значение метрик для единицы контента заполняется нашими сотрудниками. Изначальные значения метрик для клиента вычисляются из его социального профиля (анкета, профиль в социальных сетях, если пользователь привязал свой аккаунт). По мере использования сервиса метрики пользователя постепенно меняются, в зависимости от того, как размечен про­сматриваемый контент и сколько времени пользователь потратил на его просмотр. Отдельный приоритет будут иметь рекомендации новых серий, постоянно просматриваемых сериалов или сиквелы фильмов».

На данный момент решение поддерживает монетизацию через ежемесячные абонентские платежи. Но платформа легко может перенастраиваться на pay-per-view, sVOD, aVOD, VOD.

Операторам решение предоставляется в виде облачного сервиса (в том числе в виде готовых услуг для абонентов по агентской схеме) или же в виде программного продукта для установки на собственных серверах. «У нас уже есть потенциальные покупатели платформы в России — несколько десятков небольших и средних региональных операторов ШПД и кабельщиков, которые хотят конкурировать на одном уровне с федералами по качеству сервиса платного телевидения, но не могут себе позволить дорогостоящие решения», — рассказывает о перспективах продукта Алексей Болбенков.

 

Кашира (Московская область), «ТВТ»
Кашира (Московская область), «ТВТ»

При необходимости компания готова выступить в роли агрегатора всего или части контента для ОТТ-услуги. А собственный контент клиенты-операторы могут добавлять в платформу практически в любом формате (Composite, SDI, ASI, MPEG-TS over UDP/RTP, RTSP, RTMP).

Для трансляции контента используются кодеки H.264 и AAC. «Наша платформа полностью поддерживает H.265, однако используем мы его пока только на тестовых потоках, т.к. подавляющее большинство клиентских устройств этот кодек пока не поддерживают», — комментирует Алексей Болбенков.

В рамках платформы реализовано шифрование потоков, кроме того, решение потенциально может интегрироваться с внешними системами шифрования. Алексей Болбенков: «Мы не видим смысла шифровать поток в случае ОТТ, так или иначе контент передается каждому клиенту индивидуально, а каждая сессия авторизуется средствами middleware. На данный момент мы поддерживаем шифрование AES-128 согласно спецификации HLS. В случае необходимости возможна интеграция с другими системами шифрования контента».

Для различных устройств ОТТ-платформа позволяет готовить различные видеопотоки. Однако в рамках облачной услуги (и услуги ОТТ для собственных абонентов «ИНКО») отличаются они не разрешением, а степенью компрессии. «Мы считаем, что любое современное устройство может воспроизводить как минимум 720p», — говорит Алексей Болбенков. Поток видео в SD-качестве требует подключения абонента со скоростью не менее 2 Мбит/с, в HD-качестве — не менее 8 Мбит/с. При внедрении платформы на локальные сервера оператора у него есть возможность по-своему настроить транскодеры, в том числе поменять разрешение картинки для мобильных устройств.

Для доставки сигнала до абонентов (в том числе в рамках облачного решения) компания начала развивать собственную CDN. Контролировать качество доставки можно встроенными в платформу инструментами. Алексей Болбенков: «Контроль качества доставки до абонента работает в 100% случаев при использовании наших приставок. В случае использования некоторых моделей Smart TV или носимых устройств информация о качестве доставки сигнала может быть неполной».

Платформа позволяет оказывать услуги на мобильных устройствах (Android и iOS), Smart TV (LG и Samsung, выпущенных за последние 2–3 года), медиаприставках, а также на настольных компьютерах (PC и MAC). На компьютерах услуга доступна через веб-клиент на базе HTML5. Для мобильных платформ и Smart TV разработаны приложения, поддерживающие все функции управления просмотром.

«Мы используем нативные приложения. Такое решение позволяет не только добиться лучшей отзывчивости интерфейса и управляемости кода, но и дает возможность создавать приложения, которые хорошо вписываются в экосистему интерфейса устройства, что, в свою очередь, упрощает знакомство пользователя с приложением», — комментирует Алексей Болбенков.

Приложения пока реализуют лишь доступ к контенту (управление подпиской осуществляется из личного кабинета). В перспективе появится возможность переключения между устройствами при просмотре.

Решение интегрировано с медиаприставками на базе HiSilicon 3798/3716, которые, как было отмечено выше, оператор распространяет собственными силами.

Список поддерживаемых платформой устройств постепенно пополняется. В ближайших планах компании — разработка приложений для менее популярных моделей Smart TV. Также возможно увеличение парка поддерживаемых приставок (по требованию клиентов-операторов).

«Наибольшие перспективы мы видим в Smart TV без приставок. Пока их использовать не очень удобно, но надеемся в будущем на совместные доработки интерфейсов телевизоров, чтобы клиент проще и быстрее заходил в приложение и комфортно пользовался всеми сервисами», — дополняет Алексей Болбенков.

ОТТ-платформа интегрируется в операторскую инфраструктуру, в частности позволяет управлять из внешней АСР (автоматизированной системы расчетов) через API подписками и пакетами каналов, выгружать статистику просмотра. Также платформа имеет собственную встроенную АСР, которая может формировать стандартные финансовые отчеты о движении средств на лицевых счетах абонентов.